В прошлой заметке "Спорные вопросы между клиентом и типографией: кто виноват, что делать" мы писали, за какие ошибки при печати тиража ответственность несет типография. Сейчас поговорим о тех случаях, где ответственность возлагается на заказчика.
Хороший тираж — это не только красивая бумага, яркие краски и стильный дизайн, но еще правильно подготовленный к печати макет.
Безусловно, не все заказчики знакомы с техническими требованиями типографий, а также с условиями, на которых типографии предоставляют услуги.
Если вы заказываете полиграфию в первый раз, допускать ошибки – нормально. Но надо понимать, что некоторые ошибки могут стоить вам тиража, денег и времени. Лучше разобраться в технических тонкостях и не стесняться задавать дополнительные вопросы менеджеру, принимающему заказ.
Итак, менеджер типографии принял заказ, сравнил макет с вашим техническим заданием по основным показателям (формат, наличие вылетов под обрез, количество полос и т.п.) и со спокойным сердцем отправил его в печать. Получив тираж, вы обнаружили в материалах ошибки в тексте, картинку не очень хорошего качества и неточность в значимой информации... Конечно, расстроились, тираж придется перепечатывать.
В данном случае типография не несет ответственность за "провал" и не разделит с вами расходы, увы.
Ни менеджер, ни печатник не проверяют макеты досконально. Отсюда правило: семь раз проверь, один раз отдай в типографию.
На что мы можем обратить внимание и предупредить заказчика:
Все это мы можем заметить и, конечно, если заметили, предупредим. Но специально проверять все многополосное издание не будем, поэтому претензии в последствии не примем. Остальное — дело копирайтеров, дизайнеров и маркетологов на вашей стороне.
На сайте нашей типографии есть требования к макетам для печати разных видов продукции. При необходимости мы всегда дублируем их заказчику лично. Иногда заказчик спрашивает, в какие минимальные сроки мы можем напечатать его тираж. Мы озвучиваем сроки с уточнением «ПРИ ПЕЧАТИ С ГОТОВОГО МАКЕТА». Подразумевается, что макет соответствует всем техническим требованиям для печати и не требует доработки.
Если вы не уверены в своем макете, не дотягивайте вопрос с печатью тиража до последнего дня. Исправления требуют времени. Мы готовы помочь подготовить макет к печати, иногда даже не требуя за это дополнительного вознаграждения. Но если завтра утром у вас мероприятие, а сегодня вечером вы прислали макет неверного формата, без вылетов, со значимыми элементами близко к краю — мы можем не успеть помочь.
Про цветопередачу на мониторе и бумаге, цветопробы, цветовые отличия в оттисках при печати двух тиражей с одного и того же макета можно говорить бесконечно. Этому мы обязательно посвятим отдельный материал. Сейчас проговорим грубую ошибку — предоставление композитного PDF или PS, который использует цветовое пространство RGB или Pantone при предполагаемой печати CMYK.
Что это значит? Цветовая модель для печати изображения на цифровом оборудовании — CMYK. Машина не использует модель RGB, при переводе из одной цветовой модели в другую цвета могут искажаться весьма значительно.
В RGB существенно больше оттенков, чем в CMYK. Яркое на экране изображение может выглядеть тусклым на бумаге (это даже без учета характеристик материала: белизны бумаги и т.п.). Поэтому мы просим предоставлять макеты сразу в CMYK.
Случается, заказчик представил себе одну "картинку" результата печати, а наблюдает другую. Почему? Визуальные характеристики полученного изделия зависят от многих показателей: цветопередача, свойства бумаги, органично подобранный дизайн и декоративные элементы. Иногда клиент, подписавший ТЗ, обнаруживает, что на деле его задумка "не очень". Если вы опасаетесь, что продукт не оправдает эстетических ожиданий, и это окажется критичной ситуацией для всего тиража, лучше сделайте цветопробу или несколько образцов с разными характеристиками. Благо, цифровая печать позволяет изготавливать многие изделия от одного экземпляра.